го предмета (или же как характеристика самого предмета, отраженная в его образе, — ведь «человеческие предметы», как называл их Маркс, необходимо предполагают деятельность людей, потенциально или реально совершаемую с ними). Но она может выступать и в процессах идеальной ретроспекции (память) или идеальной проспекции (воображение).

 По представлениям Л. С. Выготского, реальный мир выступает перед нами как бы в удвоенном виде: как мир вещей и как мир общественно выработанных знаний о вещах, как отражение мира вещей в идеальных формах. Предмет может, однако, «нести в себе» не только положительное, объективное социальное знание о мире. Впрочем, здесь и далее целесообразно, видимо, говорить не об отдельном предмете, а об определенном поле, выделяемом нами в предметном мире.

 Согласно психологической теории деятельности, мотивом, побуждающим человека к определенной деятельности и направляющим ее, является предмет деятельности. Мотив предметен. Тот реальный предмет, с которым осуществляется деятельность (в его объективном бытии в мире и субъективном — для человека, осуществляющего деятельность), выступает как мотив в своей идеальной форме.

 Уже здесь можно видеть, что такой идеальный образ предмета, выступающий как мотив, может быть чрезвычайно многообразен: ведь один и тот же (объективно, в своих социально отработанных и социально значимых свойствах) предмет поворачивается разными сторонами, удовлетворяя разные потребности, выступая в качестве мотива различной деятельности. Уже в этом смысле предмет — в своем идеальном бытии — не «удвоен», а многомерен.

 Динамика формирования и действия мотива не является предметом анализа в настоящей работе. Достаточно сказать, что нередко мы имеем дело с процессом целеобразования: мотив указывает нам не на конкретную цель деятельности, а на зону целей, и чтобы он реализовался, конкретизировался в определенном предмете, необходимо выделить из этой зоны ту или иную цель, осознав ее в ее объективных, «значенческих» свойствах.

 Как известно, личностный смысл определяется в психологической теории деятельности как отношение мотива

 стр 172 

стр 163|оглавление|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184