Формы существования значения и виды деятельности 

 А. А. Брудный в одной из работ [1964] ввел разграничение «ситуативного семантического состояния» слова и «параситуативного семантического состояния». Это разграничение соответствует различию вербального значения, непосредственно включенного в предметную ситуацию, и внеситуативного, «словарного» вербального значения. 

 Не отрицая теоретической значимости исследования различий и взаимопереходов этих семантических состояний, мы видим основную проблему в анализе другого соотношения — ситуативного предметного и вербального значения. Чем отличается предметное значение, «приписываемое» нами перцептивному образу стола (который генетически восходит к обобщению, отображенному в вербальном значении!), и значение слова стол, когда мы говорим о том же реальном столе? Возможно ли параситуативное существование предметного значения? (В памяти, в представлении и т. п. оно хотя и выключено из перцептивной или практической деятельности, но ситуативно связано). Не исключено, что различие вербального и предметного значений возникает лишь в ситуации, а параситуативно они репрезентированы одинаково, и параситуативное значение синтезирует в себе признаки предметного и вербального значений. Иными словами, у предметного и вербального значений единая топология, но разная метрика, непосредственно обусловливаемая той деятельностью, в которую значение включено. 

 Если значение, по Л. С. Выготскому, всегда предполагает единство общения и обобщения, то в разных деятельностях оно актуализуется по-разному. Очевидно, что в коммуникативной деятельности мы имеем дело с вербальным значением. Что касается когнитивной, познавательной деятельности, то здесь все зависит от того, является эта деятельность теоретической, то есть отделена от практической деятельности, или же познавательная деятельность «встроена» в практическую, материальную. В первом случае в ней актуализуется вербальное, во втором — предметное значение. 

 Отсюда возникает интересная проблема, насколько нам известно, до сих пор не бывшая предметом специального рассмотрения. Если познавательная деятельность в ходе овладения какими-то навыками и умениями перехо-

стр 181

стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185