оно включает признаки, регулирующие деятельность, но не существенные для оперирования значением вне этой деятельности. Это особенно ясно видно, когда оно непосредственно включено в практическую деятельность; в этом случае в объем предметного значения входят такие характеристики предмета или его идеального образа, как размер и другие пространственные характеристики и отношения, конфигурация и т. д. Все они значимы для деятельности с предметом, но не нащупываются, а учитываются нами заранее, при планировании деятельности. И большой, и маленький стол остаются столами; слыша слово стол, мы воображаем себе «безразмерный» стол или стол с произвольным размером; но, если нам нужно подобрать к столу подходящую скатерть или пододвинуть стол, чтобы встать на него и вывинтить лампочку, его размер оказывается релевантным. Подобные признаки не обязательно осознаются в процессе восприятия предмета, но учитываются нами в деятельности, которую это восприятие обеспечивает. Они также входят в объем психологического предметного значения, включенного в деятельность.

 Эти признаки замечательны тем, что они отображены в структуре языка как формы закрепления общественной практики, — но отображены и закреплены в нем специфическим образом. Во-первых, в виде шкал признаков (большой/маленький стол). Во-вторых, в виде диакритических характеристик вербального значения, выраженных тем или иным словообразовательным приемом (столик; дом — домище — домик). Наконец, в-третьих, в виде квантификаторов типа «очень». Важно подчеркнуть, что именно наличие в языке таких размерностей, выраженных тем или иным путем, определяет возможность учета соответствующих признаков предмета в идеальном образе восприятия, вхождение соответствующих семантических компонентов в состав ситуативного предметного значения. При этом важно также подчеркнуть, что не язык диктует эти семантические компоненты предметному значению — наоборот, деятельность через предметное значение определяет возникновение соответствующих особенностей в языке. Но в конкретной ситуации восприятия — особенно когда оно осуществляется вне практической деятельности — закрепленные в языке размерности оказываются релевантными, задают, так сказать, схему отображения. Здесь, как

стр 179

стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185