сущность и качественное своеобразие той или иной отдельной категории, рассматривая ее во всем многообразии не только внутрипредметных, но и межпредметных связей и отношений1, когда для нас важно раскрыть все те системы связей, в которые данная сущность может вступать, все свойства, присущие ей и образующие ее своеобразную природу, хотя бы они, эти связи и свойства, были гетерогенными с точки зрения конкретной научной теории и не могли быть описаны ею в формальнологически непротиворечивой системе. Иначе говоря, при таком подходе мы совершаем восхождение от абстрактного к конкретному, наполняя данное научное понятие объективным содержанием и обогащая тем самым изучающие его отдельные науки.

 Понятие значения как раз и является общенаучной категорией, используемой различными науками (лингвистикой, психологией, логикой, семиотикой и др.). Это понятие не имеет, так сказать, узкоэпистемологического характера, то есть для его раскрытия совершенно необходимо выйти за пределы отдельной теории и дать ему гносеологическую интерпретацию [см. Копнин, 1971. С. 202]. Это понятие, далее, отражает чрезвычайно высокий уровень научной абстракции, «обслуживая» очень широкий круг частных явлений, их свойств и связей, не укладывающийся в рамки какой-либо одной науки. Это понятие, наконец, принадлежит к числу тех наиболее всеобщих форм деятельности, которые лежат в основе превращения опыта в знание, целостной, системной и содержательной интерпретации предметного мира человеком.

 Еще раз подчеркнем: значение не есть только (или главным образом) компонент научной теории. Оно имеет объективное бытие в практической и познавательной дея-тельности человека, имеет свою онтологию.

------------------------------

 1 В лингвистике с начала 60-х годов утвердилось разграничение предмета и объекта науки, нередко вызывающее возражения методологического характера. Вслед за Л. К. Науменко [1968] мы не видим здесь никакого «криминала», если только понимать, что «не знание создает предмет из объекта, а объективная, материально-практическая, производственная деятельность, которая одновременно создает и само знание...» (с. 157). Иначе говоря, наука выделяет как свой предмет объективные свойства вещи, выступающие в ее действительном функционировании в мире — но не все эти свойства реализуются одновременно, в одной системе взаимодействия.

 стр 165 

стр 163|оглавление|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184