выступает, казалось бы, в субъективизированной форме, этот идеальный образ продолжает быть социально фиксированным, то есть объективным. Другой вопрос, что его социальная фиксация не единообразна, что мы имеем дело со стольким количеством вариантов этого идеального образа, сколько потенциально возможных вариантов использования соответствующего предмета в деятельности может нам предложить социальная практика человечества. 

 Из этого можно, однако, сделать вывод, что и личностный смысл как отношение мотива к цели тоже не имеет абсолютно субъективной природы? Такой вывод вполне правомерен. Однако в структуре деятельности мотив, как правило, не имеет отдельного, изолированного существования. Как справедливо указывает С. Д. Смирнов, в действительности это — сплав различных мотивов разного иерархического уровня, к тому же зависящий и от выбора цели, и от способа реализации действия. Поэтому «мотив (действующий, действенный мотив конкретной деятельности) является таким же индивидуальным и неповторимым, как сама деятельность. В связи с этим... представляется более правильным говорить не о полимотивированном характере всякой деятельности, а о сложном, иерархически организованном мотиве, породившем данную деятельность и одновременно родившемся в ней» [Смирнов, 1978. С. 22]. Столь же индивидуален й неповторим личностный смысл, поскольку это — сплав личностных смыслов, многоуровневое и часто внутренне противоречивое образование,—но тем не менее социальное, то есть объективное по тем основным компонентам, которые его формируют. 

 Ни идеальный образ — мотив с его значением, ни личностный смысл в реальной деятельности не являются застывшими, однозначно фиксированными феноменами — они формируют действительно субъективные, уникальные психические образования, выступая лишь как образующие их факторы, не существуя вне этих субъективных образований, вне уникальной деятельности. Но от этого они не становятся менее объективными, хотя и не доступны непосредственному усмотрению. 

 Что касается «частичности» характеристик предмета, отраженных в его идеальном образе, то это — общее свойство любого идеального образа. Никогда в реальной

стр 175

стр 162|оглавление|стр 163|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184|стр 185