В то же время нам представляется не совсем верным то положение П. В. Копнина, согласно которому «язык — форма существования знания в виде системы знаков» [1971. С. 200]. В том-то и особенность языка, что он — не только гносеологическое явление, что в знаке мы имеем, по столь часто цитированному выражению Л. С. Выготского, «единство общения и обобщения» [см. в этой связи А. А. Леонтьев 1975; 19761;19762].

 Природа и формы существования значения

 Будем исходить из того, что предметный мир присваивается субъектом в идеальной форме, форме сознательного отражения. Анализируя процесс такого присвоения, А. Н. Леонтьев [1977] рассматривает значение как предметное содержание, освобожденное от своей вещественности и обретшее новую форму бытия — идеальную. Образы сознания, сознательные образы предметов — это означенные образы, наделенные значением. В них «освобожденное от вещественности» предметное содержание существует в чувственной ткани образа, слито с ней.

 Однако уже сама эта чувственная ткань может иметь разную природу. Сошлемся в этой связи на статью М. С. Шехтера [1959], где проводится четкое разграничение «первичных» и «вторичных» образов. Можно видеть нарисованный конкретный треугольник и воспринимать его как треугольник: можно — в ответ на услышанное слово треугольник — представить себе «треугольник вообще», некоторый треугольник. В первом случае означенный образ треугольника непосредственно включен в процессы восприятия, в перцептивную деятельность, во втором он как бы выключен из нее.

 На этом примере можно увидеть и другое различие — что является доминантой в функционировании данного образа в данной ситуации. Либо значение нужно нам, чтобы адекватно действовать с предметом, и его вещные, предметные свойства, отображаемые в образе предмета, как бы подчиняют себе значение; либо мы «подставляем» под значение некоторый условный предметный образ, не имеющий непосредственной отнесенности к конкретному предмету: Это — стол. Но если я скажу: Представьте себе стол, соотношение значения и чувственной ткани образа будет иным. А. Н. Леонтьев говорит в этом случае о

 стр 166 

стр 163|оглавление|стр 164|стр 165|стр 166|стр 167|стр 168|стр 169|стр 170|стр 171|стр 172|стр 173|стр 174|стр 175|стр 176|стр 177|стр 178|стр 179|стр 180|стр 181|стр 182|стр 183|стр 184