цией и реализуемые на тексте как смысловом единстве. К ним принадлежат, например, модальность — диктальность как характеристики разных типов диалога, выявленных А. Р. Балаяном; б) признаки, характеризующие цельный текст через повторяемость, но не соотнесенные с его смысловой структурой, например, стилистические признаки, а на уровне собственно лингвистическом — нарративные глагольные формы; видимо, сюда же следует отнести установленный В. Г. Костомаровым [8] факт закономерного чередования стандартных и экспрессивных элементов в некоторых типах текстов; в) сигналы границ цельного текста. Например, в папуасских языках телефол и абелам для того чтобы сигнализировать о конце текста, употребляются соответственно выражения tibokoli kwa — «я достаточно сказал», dixi и еm tasol — «всё» = and that’s all. Сюда же частично тяготеют стилистические признаки.

Признаки цельности не используются реципиентом для того, чтобы отождествить текст как цельный, как «хороший», а не «плохой»; их функция, как уже говорилось, сводится к возможности опоры на эти признаки при восприятии текста как смыслового целого. Соответственно признаки типа (а) маркируют смысловую структуру (структурообразующая функция), признаки типа (б) — наличие или отсутствие перехода от смыслового компонента одного уровня к смысловому компоненту другого уровня (отождествительная функция), а признаки типа (в) — внешние рамки текста как смыслового единства (делимитативная функция). Оценка текста как более или менее цельного возможна лишь после того, как на основе этих признаков реципиент построит модель текста.

Признаки цельности текста, за вычетом — частично — сигналов его границ, как правило, не дают возможности определить максимальные границы текста в тех случаях, когда текст, в свою очередь, распадается на смысловые единства, характеризуемые цельностью. Большая часть этих признаков соотнесена с нижней границей цельности.

 Как и в случае связности, существуют типы текстов, характеризуемые специфическим набором признаков цельности. Это прежде всего художественные, особенно поэтические, тексты и «жесткие» тексты, по С. И. Гиндину. Видимо, основное отличие этих последних состоит как раз

стр 230

стр 223 |оглавление|стр 224|стр 225|стр 226|стр 227|стр 228|стр 229|стр 230|стр 231|стр 232|стр 233|стр 234