В противоположность связности, цельность есть характеристика текста как смыслового единства, как единой структуры и определяется на всем тексте. Она не соотносима непосредственно с лингвистическими категориями и единицами и имеет психолингвистическую природу. Но суть феномена цельности не столько в единстве коммуникативной интенции говорящего, сколько в иерархической организации планов (программ) речевого высказывания [10], используемых реципиентом при его восприятии. Внешние (языковые и речевые) признаки цельности выступают для реципиента как сигналы, позволяющие ему, не дожидаясь полного восприятия текста (а иногда и с самого начала восприятия), представить себе его возможные границы, объем и, что самое главное, его содержательную структуру и использовать все эти данные для облегчения адекватного восприятия. Таким образом, цельность следует отличать от законченности текста: законченность является предпосылкой цельности, но ее не исчерпывает. В отличие от связности, цельность текста может быть большей или меньшей. 

Цельный текст характеризуется иерархией смысловых предикатов, понимаемых нами здесь в смысле Н. И. Жинкина, В. Д. Тункель и Т. М. Дридзе [6]. Как известно, модель смысловой предикации позволяет выявить центральные и маргинальные смысловые компоненты текста. В этом плане можно дать операционную интерпретацию понятия «цельного текста» как текста, который при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии кдругой, более глубокой, каждый раз сохраняет для реципиента смысловое тождество по центральным смысловым компонентам, лишаясь лишь маргинальных элементов. Такой «хороший» текст, допускающий сколь угодно большую компрессию, конечно, немыслим в тех случаях, когда он несет сам по себе некоторую дополнительную нагрузку — например, является художественным. Однако в этом случае цельность текста обеспечивается за счет компенсации его смысловой структурности кодифицированными моделями цельности (сравните строфику, композиционные закономерности в прозе). Что касается «плохого» текста, то можно выдвинуть гипотезу, что чем он «хуже», тем больше его цельность эксплицирована во внешних признаках. Действительно, в описательных текстах, где содержание за-

стр 228

стр 223 |оглавление|стр 224|стр 225|стр 226|стр 227|стр 228|стр 229|стр 230|стр 231|стр 232|стр 233|стр 234