странстве, которое можно было бы назвать системой отношений и в котором должен был бы ориентироваться понимающий субъект. В этом устанавливании, выделении важного заключается процесс, называемый обычно пониманием (там же. С. 170).

Третье фундаментально важное положение Л. С. Выготского: «Чтение представляет собой сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления. Развитое чтение и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка». Л. С. Выготский подчеркивает: «Понимание рассказа подобно решению задачи в математике, оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности». Мы знаем, что можно читать, скользя по строчкам и приблизительно чувствуя, о чем идет речь. Однако не полностью приводя в соответствие каждый оттенок мысли, который содержится в каждой фразе, и не связывая одной фразы с другой (там же. С.209-211).

Итак, заключает Л. С. Выготский, чтение требует интеллектуальной деятельности. Чтение более интеллектуально, более сознательно, более произвольно, чем понимание устной речи.

Попытаемся, опираясь на эти тезисы Л. С. Выготского, сформулировать некоторые общие, принципиальные положения психологической теории чтения. При этом я использую некоторые ранее опубликованные свои работы по этому поводу. 

Первоа. Начнем все-таки с того, что же такое понимание текста. Думаю, что здесь ближе всего к истине А. А. Брудный, когда говорит, что понимание — это последовательное изменение структуры воссоздаваемой в сознании ситуации и процесс перемещения мысленного центра ситуации от одного элемента к другому. Поэтому А. А. Брудный вводит понятие концепта текста. В результате процесса понимания, по Брудному, и образуется некоторая картина его общего смысла, концепта (1976). Я бы сформулировал это несколько иначе. Понимание текста — это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Это может быть процесс перифразы, пересказа той же мысли другими

стр 248

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254