зрительной системы и процессов смысловой переработки текста, то есть создания образа содержания этого текста. В эксперименте были не только показаны факторы, определяющие выбор оптимальной стратегии при различных условиях, и динамика формирования оптимальных стратегий, но и продемонстрирована успешность практического обучения быстрому чтению, основанного на предложенной модели.

В настоящее время имеется также целый ряд экспериментов, показывающих включенность восприятия текста в более широкую деятельность реципиента и зависимость этого восприятия от психологических факторов, лежащих вне узко понимаемой психолингвистики. Так, Дж. Уэрч [22] продемонстрировал зависимость смысловой обработки текста (при запоминании) от предиспозиций реципиента по отношению к содержанию текста и личности автора. Близкую по задаче работу осуществили М. Лауристин и П. Вихалемм [9], показавшие роль социальных установок в восприятии газетного текста, и т. п.

Б. X. Бгажноков поставил эксперимент, в котором один и тот же текст однократно предъявлялся испытуемым с различной инструкцией (без инструкции; диктант; запомнить; определить основную идею; высказать мнение). Контролировалось запоминание, понимание основной идеи и рефлексивное осмысление текста. Эффективность восприятия в первых трех сериях по всем трем характеристикам значительно отставала от четвертой и пятой серии (кроме, естественно, запоминания при инструкции «запомнить»). Анализируя сводные данные, авторы выдвигают положение, что «глубина понимания речевой информации прямо пропорциональна степени осознаваемой реципиентом необходимости ответа на нее», то есть понимание осуществляется эффективно, когда перед испытуемым поставлена перцептивная задача, связанная с «большой деятельностью». 

Результаты описанного эксперимента приводят к мысли о необходимости принципиального пересмотра понятия «восприятие текста». Такой пересмотр может быть осуществлен в свете некоторых новых тенденций в советской психологии, связанных с так называемой «психологией образа» [см. 13].

стр 238

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254