дение понятий цельности и связности текста. Сверхфразовые единства и есть то, на чем определена связность, но они не конституируются характеристиками связности; эти последние выступают здесь лишь как признаки или маркеры.

4.В уже цитированной книге Г. А. Золотовой содержится формулировка о «целесообразности изучения каждого синтаксического явления с точки зрения выполняемых им функций в процессе коммуникации»1. Мы до сих пор не затрагивали этой стороны проблемы — вопроса о том, что функции высказывания и целого текста связаны не просто с речевой деятельностью того или иного конкретного говорящего в той или иной конкретной ситуации, а с внутренней организацией процесса общения, понимаемого как одна из сторон социального взаимодействия людей. Именно в упрощенной трактовке процесса общения, в сведении его к «перетеканию» информации от одного коммуниканта к другому и заключается, на наш взгляд, основной недостаток современной зарубежной психолингвистики. Как отмечал еще в 1929 г. В. Н. Волошинов, «действительной реальностью языка — речи является не абстрактная система языковых форм, и не изолированное монологическое высказывание, и не психофизиологический акт его осуществления, а социальное событие речевого взаимодействия, осуществляемое высказыванием и высказываниями... Отсюда следует, что методологически-обоснованный порядок изучения языка должен быть таков: 1) формы и типы речевого взаимодействия в связи с конкретными условиями его; 2) формы отдельных высказываний, отдельных речевых выступлений в тесной связи с взаимодействием, элементами которого они являются...;

3)исходя отсюда, пересмотр форм языка в их обычной лингвистической трактовке»2 .

Программа эта, как нам кажется, звучит и сейчас вполне современно, — пожалуй, именно сейчас, потому что наша лингвистика, равно как и психология, достигла такого уровня развития, когда реализация этой программы становится вполне возможной. Не случайно в лингвистике все более заметное место занимает теория речевой коммуникации, или теория речевого общения, предметом которой является анализ как раз тех факторов речевой деятельности, которые ко-

-------------------------------

1Золотова Г. А. Указ. соч. — С. 349. 

2Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. — Л., 1929. — С. 113-114.

стр 221

стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 209|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223