стью. Это — его функциональная основа: без предикативности высказывание перестает быть речевым целым, оно редуцируется до системы отдельных языковых компонентов, превращается в предложение.

Из сказанного ясно, что предикативность в излагаемом нами понимании должна пониматься шире и иначе, чем это делается в современной лингвистике1. Это категория психологическая (психолингвистическая), связанная с закономерностями психофизиологической организации любой человеческой деятельности и выступающая в речи лишь как частный случай. Это хорошо видно на материалах речи детей первой половины второго года жизни, когда речь имеет, как говорят психологи, ситуативный характер и не отделена от других форм деятельности ребенка2. Предикативность высказываний у детей этого возраста нередко вообще не выражена в речи, или же она актуализируется в жесте, мимике или при помощи других невербальных средств коммуникации. Таким образом, высказывание соотнесено с психологической категорией действия (в частности, речевого действия).

Целостность высказывания не выводима из закономерностей линейной или структурной организации фонетических, грамматических единиц или семантических классов. Она связана с функциями высказывания, а эти последние определяются функциональной направленностью текста.

Проблема функций высказывания должна быть предметом специального анализа, и мы ограничимся в настоящей статье констатацией того факта, что именно с этими функциями соотнесены некоторые категории, разработанные в рамках «классического» лингвистического подхода, например, категория коммуникативного типа «предложения» (высказывания), — вопрос, побуждение и т. п. Точно так же актуальное членение, выделение степени важности его компонентов и т. п. заданы именно на высказывании, а не на какой-либо другой единице, принадлежащей к тому или иному языковому уровню, например, грамматическому.

-------------------------------------

1См.: Наумова Т. Н. Соотношение семантики слова и целого высказывания. Канд. дис. — М., 1972. 

2См., например: ЛеушинаА. М. Развитие связной речи у дошкольника// Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Т. XXXI. — Л., 1941.

стр 217

стр 205 |оглавление|стр 206|стр 207|стр 208|стр 20|стр 210|стр 211|стр 212|стр 213|стр 214|стр 215|стр 216|стр 217|стр 218|стр 219|стр 220|стр 221|стр 222|стр 223