привести к пониманию, например, «Капитала» К. Маркса как апологии капитализма или к восприятию Элен Курагиной как образца для подражания. Есть предел числу степеней свободы, и этот предел и есть объективное содержание, объективный смысл текста, или, выражаясь словами Брудного, его концепт. Естественно, тип текста предполагает различную степень обязательности такого концепта. Чем данный текст более ориентирован на определенный узкий способ понимания, тем более одназначна его интерпретация. Таков, в общем случае, научный текст и особенно учебный. Школьный учебник почти не имеет степеней свободы, во всяком случае сегодняшний школьный учебник, поэтому-то его развивающая функция минимальна.

Следующий тезис. Образ мира может восприниматься нами при всей его объективной динамичности как нечто относительно константное только при условии, что в нем есть что-то постоянное. Чтобы образ мира изменялся (а без этого он существовать не может), в нем должно быть что-то относительно неизменное. Здесь мы снова приходим к идее возможных различных стратегий формирования образа текста, воссоздания мира текста. Эти стратегии, носящие принципиально эвристический, а не алгоритмический характер, различаются как на уровне целого текста, то есть в плане синтеза образа содержания, так и на уровне отдельных опорных элементов, то есть в плане семантического анализа значений, необходимого для дальнейшего синтеза. 

В случае медленного аналитического чтения мы имеем дело с промежуточным продуктом такого анализа и синтеза, своего рода первичным концептом, соотносимым с отдельным высказыванием или группой взаимосвязанных высказываний в тексте. То есть как раз с той группой, которую мы изучаем, когда говорим не о цельности текста, а о его связности. Таким образом, процесс восприятия текста выглядит в этом случае следующим образом. Происходит (это, конечно, гипотетическое описание) поэтапный синтез смыслового содержания текста на базе перцептивного анализа и параллельно происходящего содержательного анализа, включая сюда как важнейший компонент смысловое прогнозирование. В результате перцептивного анализа, который носит эвристический характер, происходит опознание и

стр 251

стр 234 |оглавление|стр 235|стр 236|стр 237|стр 238|стр 239|стр 240|стр 241|стр 242|стр 243|стр 244|стр 245|стр 246|стр 247|стр 248|стр 249|стр 250|стр 251|стр 252|стр 253|стр 254