Экспериментально-­психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Адаптирована в НИИ им. В. М. Бехтерева

Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображе­ны два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретиро­вать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно прило­женной к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязан­ность другому лицу разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, при­нимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как от­сутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в отве­те испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, вся­чески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (глав­ную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустра­цию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении по­требности» (ответ направлен на разрешение проблемы; ре­акция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разреше­ние ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

 

Для обозначения направления реакции пользуются бук­вами Е, I, М, Е — экстрапунитивные реакции; I— интро­пунитивные; М — импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: OD — «с фиксацией на препятствии», ED - «с фиксацией на самозащите», NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности ».
Для указания, что в ответе доминирует идея препят­ствия, добавляется значок «прим» ( Е', I', М'). Тип реак­ции «с фиксацией на самозащите» обозначается пропис­ными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными бук­вами е, i, т.
В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен гово­рящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под но­мером, соответствующим рисунку, написать первый при­шедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделать­ся шуткой. Действуйте по возможности быстрее».


Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева


ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Естественно предполагать, что при наличии индивиду­альных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характе­ризоваться «усредненным профилем». Среди всего много­образия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических проце­дур одинаковые или сходные ответы, которые можно счи­тать характерными для отдельных ситуаций теста.

Показатель
GCR вычисляется путем сравнения очков субъекта со стандартными величинами, полученными пу­тем статистического подсчета. Ситуаций, которые исполь­зуются для сравнения, всего 14. Их значения представле­ны в таблице (см ниже). Слева на листке протокола испы­туемого ставится знак «+», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного отве­та даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается зна­ком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «—». Оценки суммируются, считая каж­дый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляет­ся процентная величина GCR испытуемого. Количествен­ная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социально­му окружению.

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА GCR ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ (по Н. В. Тарабриной)

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, при­нимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляет­ся на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.
Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист отве­тов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строч­ки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный мак­симум для каждого случая —24, и исходя из этого вычис­ляется процентное содержание каждой полученной сум­мы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, М, OD, ED, NP представляет выраженные в количе­ственной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных со­ставляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту раз­ных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы распо­лагаются в порядке их убывающей частоты. Например, час­тоты Е — 14, I — 6, М — 4, записываются Е> I> М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем при­мере. Например, мы получили OD 10, ED 6, NP 8. Записывается OD > NP > ED.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е' > М.

4. Четвертый дополнительный образец включает срав­нение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвине­ния». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет E и I, то максимальный про­цент таких ответов будет составлять 33. Для целей интер­претации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый мо­жет заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное из­менение имеет большое значение для пониманий реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызы­вают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существо­вание таких тенденций и выяснить их природу.
Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, опреде­ляемую знаком «+» (положительная тенденция) или  «-»(отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в) : (а+в), где а — количественная оценка в первой поло­вине протокола, в - количественная оценка во второй его половине.
Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.

Анализируется пять типов тенденций.
Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в гра­фе OD. Например, фактор Е' появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотноше­ние равно +0,11. Фактор I' появляется в целом только один раз, фактор М' появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М.
Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е, i, т.
Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.
Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распреде­ление факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 - во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP.

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Фамилия, И., О.,
Дата обследования
Оценка ответов испытуемого
Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Таблица для пересчета в проценты

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга адаптированна в НИИ им. Бехтерева

Интерпретация

Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоре­тических представлений о фрустрации.

Так, например, если мы получаем у испытуемого оцен­ку М— нормальную, Е — очень высокую, I— очень низ­кую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъяв­ляет повышенные требования к окружающим, и это мо­жет служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка OD(тип реакции «с фиксацией на препят­ствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оцен­ку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситу­ациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реак­ции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оцен­ка NP — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого на различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.

Проводить обследование можно индивидуально и в груп­пе, требуемое время 20-30 мин.