В основу методики «Мотивы учения» (разработка - М.Р. Гинзбург) положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» . Выкладывается карточка с рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком — две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком Ж схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

— Кто по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Стимульный материал к методике «Мотивы учения»